Уже несколько секторов прошли через проект обеления, который федеральная налоговая служба поэтапно проводит, двигаясь по различным отраслям. На старте такого подхода мало кто из предпринимателей всерьез воспринимал его эффективность, но в числе первых действенность принятых мер по обелению экономики страны на себе ощутили агропромышленный сектор, сектор ритейла и дистрибьюции электроники. Сегодня компании, работающие в этих сферах, можно с уверенностью назвать «белыми» с точки зрения собираемости налогов.
Особенно животрепещуще налоговая тема отзывается у представителей клининговой (фасилити) отрасли, а также заказчиков услуг профессиональной уборки – более трех лет отрасль является объектом пристального внимания налоговиков. Исторически так сложилось, что в клининге налоги платить было не принято и даже не модно, то есть организация различных схем обхода до 2017 года была в ходу и считались совершенно нормальным способом ведения бизнеса, пока ФНС России не выпустила соответствующие письма – разъяснения.
Про трудоустройство людей согласно закону во многих человекоемких отраслях (клининг, рынок автоперевозок) до сих пор не слышали, к сожалению. И связанный с этим процесс формирования уровня рынка, уровня цен, происходил на фоне повышения эффективности работы служб закупок заказчиков (а ими являются представители всех сфер деятельности), не секрет, что и в госзаказе цены формировались по тому же принципу. По сути, берется ТЗ прошлого года, оттуда убирается 10%, на конкурсе цена может еще немного упасть. И так продолжалось из года в год до того, что цены по факту не позволяли не то, что налоги включить, но сокращали до минимума само качество уборки. Это то, что происходило с индустрией чистоты, которая с точки зрения закона стало абсолютно нечистой.
И тут мы подходим к вопросу о том, зачем рынку обеляться? Можно, конечно, работать в теневом рынке, многие компании до сих пор это делают, но любой бизнес, который не соблюдает законы в части налогового, трудового, миграционного законодательства, по сути является колоссом на глиняных ногах. Какое- то время, конечно, можно «вытаскивать» оттуда деньги, а потом попытаться скрыться где- нибудь от карающего ока государства, от ФНС, от различных контрольно- надзорных органов, от правоохранителей. Но не всегда и не всем это удается. Честный бизнес- это по сути спокойный сон, капитализация на рынке, адекватные цены на рынке, добросовестная конкуренция, инвестиции в отрасль.
В связи с этим компании, желающие вести честную игру и, как говорится, спать спокойно, объединились в профессиональную Ассоциацию, и приступили к проекту обеления совместно с федеральной налоговой службой.
Дальше возник вопрос, а что собственно говоря, такое обеление и как обелиться. Это сейчас все понятно: инфоресурс с его цветовой индикацией, бенчмарки и прочее. А поначалу первопроходцы не могли даже обозначить, какая налоговая нагрузка является целевой, какие виды налогов платятся. Это сейчас все знают, что в клининге у нас НДС + зарплатные налоги, немножко прибыль, немножко НДФЛ, все ясно и понятно. А тогда это был черный ящик.
Какие этапы прошел бизнес. На первом этапе необходимо было разработать некие общие правила игры: нормативы – понятные, доступные и заказчиками услуги и компаниям- профессионалам рынка, которые эту услугу оказывают и формируют стоимость и собственно государству в лице ФНС. За основу взяли все имевшиеся к тому моменту наработки. По сути в клининге продается сервис и продается труд людей. Была разработана форма калькуляции, постатейная разбивка и понятная структура себестоимости, также разработаны и до сих пор актуализируются стандарты по минимальным заработным платам с разбивкой по регионам. Много копий было сломано при определении максимальной нормы прибыли, но базу удалось нащупать. Следующий этап был еще более сложным – это согласование всех этих бенчмарков с ФНС и формирование неких понятных всем правил игры.
Как только правила игры были сформированы, пришлось начинать с себя, пришлось обеляться, выводить из тени работников. Сегодня члены АКФО практически соответствуют требованиям государства.
В настоящее время АКФО активно взаимодействует с Ассоциацией добросовестных налогоплательщиков РАДО по формированию информационного ресурса, апогеем развития является, наверное, документ, который называется правило цветовой индикации. То есть в Инфоресурсе выделены все компании согласно налоговому бремени, которое они несут и подсвечены: красным, желтым, зеленым.
В текущий момент идет обсуждение с правительством, Минфином возможности преференций для компаний, находящихся в белой парадигме ведения бизнеса. Также в планах совместная с ФНС корректировки их документов, чтобы рынок и налоговые органы одинаково смотрели и со стороны бизнеса, и со стороны государства на те риски, которые могут возникать у компаний.
cleannow.ru по материалам АКФО
2023-04-05