+7 (495) 640-69-39 sro@arcfo.ru
Личный кабинет

Как ФНС обеляет экономику и зачем это нужно самим компаниям

6 апреля 2023

Уже несколько секторов прошли через проект обеления, который федеральная налоговая служба поэтапно проводит, двигаясь по различным отраслям. На старте такого подхода мало кто из предпринимателей всерьез воспринимал его эффективность, но в числе первых действенность принятых мер по обелению экономики страны на себе ощутили агропромышленный сектор, сектор ритейла и дистрибьюции электроники. Сегодня компании, работающие в этих сферах, можно с уверенностью назвать «белыми» с точки зрения собираемости налогов.

Novost-06.04.2023.jpg

Особенно животрепещуще налоговая тема отзывается у представителей клининговой (фасилити) отрасли, а также заказчиков услуг профессиональной уборки – более трех лет отрасль является объектом пристального внимания налоговиков. Исторически так сложилось, что в клининге налоги платить было не принято и даже не модно, то есть организация различных схем обхода до 2017 года была в ходу и считались совершенно нормальным способом ведения бизнеса, пока ФНС России не выпустила соответствующие письма – разъяснения.

Про трудоустройство людей согласно закону во многих человекоемких отраслях (клининг, рынок автоперевозок) до сих пор не слышали, к сожалению. И связанный с этим процесс формирования уровня рынка, уровня цен, происходил на фоне повышения эффективности работы служб закупок заказчиков (а ими являются представители всех сфер деятельности), не секрет, что и в госзаказе цены формировались по тому же принципу. По сути, берется ТЗ прошлого года, оттуда убирается 10%, на конкурсе цена может еще немного упасть. И так продолжалось из года в год до того, что цены по факту не позволяли не то, что налоги включить, но сокращали до минимума само качество уборки. Это то, что происходило с индустрией чистоты, которая с точки зрения закона стало абсолютно нечистой.

И тут мы подходим к вопросу о том, зачем рынку обеляться? Можно, конечно, работать в теневом рынке, многие компании до сих пор это делают, но любой бизнес, который не соблюдает законы в части налогового, трудового, миграционного законодательства, по сути является колоссом на глиняных ногах. Какое- то время, конечно, можно «вытаскивать» оттуда деньги, а потом попытаться скрыться где- нибудь от карающего ока государства, от ФНС, от различных контрольно- надзорных органов, от правоохранителей. Но не всегда и не всем это удается. Честный бизнес- это по сути спокойный сон, капитализация на рынке, адекватные цены на рынке, добросовестная конкуренция, инвестиции в отрасль.

В связи с этим компании, желающие вести честную игру и, как говорится, спать спокойно, объединились в профессиональную Ассоциацию, и приступили к проекту обеления совместно с федеральной налоговой службой.

Дальше возник вопрос, а что собственно говоря, такое обеление и как обелиться. Это сейчас все понятно: инфоресурс с его цветовой индикацией, бенчмарки и прочее. А поначалу первопроходцы не могли даже обозначить, какая налоговая нагрузка является целевой, какие виды налогов платятся. Это сейчас все знают, что в клининге у нас НДС + зарплатные налоги, немножко прибыль, немножко НДФЛ, все ясно и понятно. А тогда это был черный ящик.

Какие этапы прошел бизнес. На первом этапе необходимо было разработать некие общие правила игры: нормативы – понятные, доступные и заказчиками услуги и компаниям- профессионалам рынка, которые эту услугу оказывают и формируют стоимость и собственно государству в лице ФНС. За основу взяли все имевшиеся к тому моменту наработки. По сути в клининге продается сервис и продается труд людей. Была разработана форма калькуляции, постатейная разбивка и понятная структура себестоимости, также разработаны и до сих пор актуализируются стандарты по минимальным заработным платам с разбивкой по регионам. Много копий было сломано при определении максимальной нормы прибыли, но базу удалось нащупать. Следующий этап был еще более сложным – это согласование всех этих бенчмарков с ФНС и формирование неких понятных всем правил игры.

Как только правила игры были сформированы, пришлось начинать с себя, пришлось обеляться, выводить из тени работников. Сегодня члены АКФО практически соответствуют требованиям государства.

В настоящее время АКФО активно взаимодействует с Ассоциацией добросовестных налогоплательщиков РАДО по формированию информационного ресурса, апогеем развития является, наверное, документ, который называется правило цветовой индикации. То есть в Инфоресурсе выделены все компании согласно налоговому бремени, которое они несут и подсвечены: красным, желтым, зеленым.

В текущий момент идет обсуждение с правительством, Минфином возможности преференций для компаний, находящихся в белой парадигме ведения бизнеса. Также в планах совместная с ФНС корректировки их документов, чтобы рынок и налоговые органы одинаково смотрели и со стороны бизнеса, и со стороны государства на те риски, которые могут возникать у компаний.


cleannow.ru по материалам АКФО
2023-04-05


Вернуться к списку

Стать участником аКФО

Объединение профессиональных участников рынка фасилити-услуг, которые строят бизнес на основе прозрачности своей деятельности
Вступить в АКФО