Статья 54 Налогового кодекса, регулирующая «пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов» вызывает немало разногласий, в том числе и при разрешении споров арбитражными судам.
Верховный Суд Российской Федерации в декабрьском обзоре систематизировал практику применения арбитражными судами положений законодательства о налогах и сборах, связанных с оценкой обоснованности налоговой выгоды.
Так, ВС считает, что при оценке надлежащей осмотрительности при выборе контрагента суды должны принимать во внимание значимость и особенности сделки для налогоплательщика, учитывая характер и объемы деятельности.
Согласно ст. 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на налоговые вычеты, но такое право, по мнению ВС, предопределяет непрерывное предъявление налога «по мере движения товаров (работ, услуг) от одного хозяйствующего субъекта к другому (пункт 1 статьи 168 НК РФ) и принятием каждым из участников оборота обязанности по уплате в бюджет предъявляемых сумм налога (пункт 1 статьи 173 НК РФ). Нарушение непрерывности свидетельствует о том, что кто- то в цепочке не уплатил НДС, в этом случае, как гласит аккуратная формулировка ВС, «не исключается отказ в праве на налоговый вычет, если процесс реализации товаров (работ, услуг) не сопровождается соблюдением корреспондирующей этому праву обязанности по уплате НДС».
В то же время ВС справедливо полагает, что налогоплательщик не может нести ответственность за действия всех организаций, которые могли участвовать в многослойном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет, поэтому важно учитывать не только доказанные налоговым органом обстоятельства, опровергающие исполнение поставщиками их налоговых обязанностей, но и то, должны ли данные обстоятельства быть ясны налогоплательщику-покупателю.
Поставщик |
Плательщик |
Не имел экономических ресурсов, необходимых для исполнения заключенного с покупателем договора. |
Не проявил должной осмотрительности при выборе контрагента.
|
Имел экономические ресурсы, достаточные для исполнения сделки самостоятельно либо с привлечением третьих лиц. Наличие указанных ресурсов отражено в бухгалтерской и налоговой отчетности. |
В подобной ситуации предполагается, что выбор контрагента отвечал условиям делового оборота, пока иное не будет доказано налоговым органом. |
Если налоговый орган установит, что источник вычета (возмещения) НДС не создан, а поставщик (исполнитель) в период взаимодействия с налогоплательщиком-покупателем не имел экономических ресурсов (материальных, финансовых, трудовых и т.п.), необходимых для исполнения контракта, и сделка в итоге была исполнена иными лицами, которым обязательство по ее исполнению поставщик не мог передать в силу своей номинальности, данные обстоятельства могут указывать на то, что налогоплательщик не проявил должной осмотрительности при выборе контрагента.
Напротив, вступление в отношения с компанией, имеющей собственные ресурсы (а в случаях взаимодействия с профессиональным клинингом и строительством – собственные трудовые ресурсы, оформленные в штат), представление бухгалтерской и налоговой отчетности, где отражены указанные ресурсов, дает покупателю (заказчику) основания ожидать, что сделка таким контрагентом будет исполнена надлежащим образом, а налоги при ее совершении уплачены в бюджет. В подобной ситуации предполагается, что выбор контрагента отвечал условиям делового оборота, пока иное не будет доказано налоговым органом.
Отраслевые проекты ФНС
В целях обеспечения собираемости налогов и сборов ФНС проводит работу по секторам экономики, самым тщательном образом изучая обязанности контрольной отрасли. Так, благодаря проекту «Рынки» удалось увеличить количество налогоплательщиков, которые, осуществляют свою деятельность на 16,4%, в два раза увеличилось количества зарегистрированной ККТ, применяемой на рынках, а ежемесячная выручка, фиксируемая на ККТ торговцев на рынках, выросла в 2,5 раза.
За время проведения проекта «Клининг» налоговая нагрузка в клининге выросла в несколько раз, если на старте она составляла 1-3%, то сегодня показатель доходит до 40% и более. Самый высокий процент показывают компании, входящие в профессиональную ассоциацию АКФО, соответственно к ним на данный момент меньше всего претензий со стороны налоговых органов. Проект, по оценкам налогового органа, приносит в бюджет до 52 млрд рублей ежегодно. С связи с тем, что процесс вывода сферы фасилити услуг из теневого сектора экономики находится в активной фазе, ФНС пристальное внимание уделяет контрольной работе с заказчиками услуг. Им и стоит принять особые меры должной осмотрительности при выборе подрядчиков по клинингу:
- на наличие в штате собственных сотрудников, способных выполнить обозначенный в договоре объем работ;
- соотношение данных финансово-хозяйственной деятельности участников Инфоресурса с расчетными отраслевыми бенчмарками;
- использовать особые условия договора (налоговую оговорку);
- осуществлять контроль за деятельностью подрядчика и сверку с данными ФНС посредством алгоритма контроля трудовых ресурсов Инфоресурс ФМ.
Сегодня эти правила внедряют крупнейшие торговые сети – Магнит, Х5Rеtаil Group, Дикси, Лента, Спормастер и другие.
Востребованность бизнесом применения механизма налоговой оговорки подтверждается высоким интересом участников различных отраслей экономики. На сегодня, более 33 000 компаний раскрыли налоговую тайну в части сведений о налоговых «разрывах» по НДС, механизм успешно применяется в АПК, в сфере строительства ГК Газпром, при реализации нацпроектов в строительстве, а также в отрасли клининга.